Палеолитическая живопись

Палеолитическая живопись Разное

Французский ученый с русским именем Егор Резников, профессор Нантерского университета, нашел археологическую газету в первую неделю июля для своих исследований палеолитического искусства. Оказывается, палеолитическая живопись и первобытные люди рисовали свои замечательные рисунки на стенах пещер не где попало, а в тех местах, где человеческий голос был особенно хорош. Объем этого романа не позволяет подробно остановиться на том, как Резников пришел к такому выводу.

Егор Данилович Резников, парижанин, потомок русских эмигрантов первой волны, по образованию математик. Он также является педагогом, вдохновленным средневековым исследователем музыки, философом и теоретиком искусства (щелкните здесь, чтобы просмотреть список его работ), а также создателем своеобразной дисциплины — «антропологии звука». Резников регулярно приезжает в Москву и проводит мастер-классы в консерватории и других местах (например, в Школе драматического искусства): он феноменальный и чуть ли не единственный в мире хоровой исполнитель, использующий технику открытого, резонансного пения.

На протяжении десятилетий Резников занимается изучением античной — античной и средневековой — музыки Запада и Востока. Он изучал традиции разных школ, различные техники и фольклор. Резников убежден, что восприятие мира людьми Средневековья было целостным по сравнению с раздвоенным сознанием современников, и что музыка в прошлые века воспринималась гораздо органичнее.

С начала 1980-х годов ученый занимается изучением связи между палеолитическими наскальными рисунками и акустическими свойствами этих пространств. Резников экспериментально подтвердил свое предположение, что люди, жившие 15-40 тысяч лет назад, ничего не делали случайно. Его коллеги, люди с постановочными голосами плюс группа акустиков, проводивших замеры, спустились в пещеры. Там они попробовали, как резонируют стены в разных частях пещеры. Оказалось, что там, где хорошо звучит голос, есть фотографии. Если это большое помещение, картины могут быть большими, а в узких и низких, но акустически «правильных» проходах древние оставляли пятна красной краски. По словам Резникова, планы расположения рисунков и хорошо озвученных участков пещеры в некоторых случаях совпадают на 90 процентов.

Наскальная или палеолитическая живопись

Резников утверждает, что наскальная живопись не могла не быть частью каких-то архаичных ритуалов магического характера, и уж точно пение и игра на простейших музыкальных инструментах (которые археологи действительно находили в пещерах) сопровождали создание росписей. «Почему палеолитические люди выбирали хорошо резонирующие комнаты для рисунков, как не для того, чтобы петь и издавать звуки для какой-то ритуальной цели, связанной с рисунками?» — спрашивает ученый.

Он отмечает, что во Франции и Финляндии комплексы палеолитической живописи изучались вне пещер, а не внутри них. И вот, возле одного озера в Провансе (Lac des Merveilles) есть большая плоская скала, расписанная тысячами петроглифов. Благодаря воде в этом месте создается прекрасное эхо, которое «возвращает» исполнителю мелодию целиком. Резников подозревает, что палеолитические жители этого региона не могли не знать об этом удивительном свойстве.

Резникова поддерживает ряд экспертов, в том числе эксперт по палеолиту Пол Петтит из Шеффилдского университета. Резников планирует представить важный научный доклад на конференции Американского акустического общества, которая пройдет в ближайшее время в Париже. Это будет не первое официальное выступление ученого: например, в 2003 году он представил свою гипотезу и некоторые экспериментальные результаты на конференции в Кембридже (статья исчерпывающе озаглавлена ​​«Свидетельства использования звукового резонанса от палеолита до средневековья»). , Акустика, пространство и интенциональность» — «Доказательства использования звукового резонанса от палеолита до средневековья. Акустика, пространство и интенциональность»).

 Голова лошади из пещеры Ласко.

Голова лошади из пещеры Ласко.

У Егора Резникова, как и у большинства других исследователей искусства палеолита, не вызывает сомнений, что деятельность первобытных художников была вполне осознанной. Однако в 1998 году английский психолог Николас Хамфри опубликовал интересную статью, сравнивающую палеолитическую живопись с рисунками одаренной девочки-аутиста. Хамфри нашел много общего между этими явлениями. Он утверждал, что первобытные рисунки, сохранившиеся во французских пещерах и в ряде других мест нашей планеты, были не явлением нового, символического мышления, а «лебединой песней» старой, глубоко архаичной и уже непонятной для нас ментальности. По словам Хамфри, иначе трудно объяснить тот факт, что рисунки были сделаны в темных пещерах, многократно записывались сверх меры, почти никогда не отображалось изображение человека (а те, что появляются, удивительно примитивны по сравнению с реалистическими изображениями животных) . Исследователь утверждал, что и аутичный ребенок, и древний художник представляют людей, лишенных языка в его современном понимании: их рисунок — это не акт общения, это не искусство, а почти случайный акт самовыражения, фотографическое и бессвязное представление об объектах окружающего мира.

image 1

Голова лошади, нарисованная аутичным ребенком.

Позиция Хамфри беззащитна практически на всех уровнях, и за последние десять лет он бесчисленное количество раз подвергался критике, но один из его аргументов до сих пор достоин внимания (он цитирует его в ответ на ряд высказываний своих критиков). Что ж, одной из целей его статьи было показать, что нельзя воспринимать первобытную живопись, не понимая ее контекста, точно так же, как рисунки аутичной девочки сами по себе ничего не могут сказать об их авторе. Современная наука склонна приписывать нашим предкам сегодняшние представления об искусстве и прочем. Однако если профессиональное сообщество решит, что гипотеза проф. Резникова, о неслучайных акустических свойствах палеолитических пещер, имеет научное значение, его можно проверить (проверено статистически значимое количество точек, можно повторить эксперимент и т. д.), мы действительно имеем новые и очень интересные знания о древнейших европейцах.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.