Текст научной статьи на тему «ОСНОВАТЕЛЬ КОРПУСА КОРАБЕЛЬНЫХ ИНЖЕНЕРОВ»
У руля российского судостроения
Основатель корпуса инженеров-корабелов
С этим номером журнала Раздел истории кораблестроения НТО им. Крылов начинает публиковать биографии людей, стоявших у истоков отечественного судостроения.
История не сохранила имен древних кораблестроителей, ведь для славян это была коллективная и традиционная деятельность.
Некоторые сведения о кораблестроителях относятся к царствованию Алексея Михайловича, когда в Дединово был заложен первый русский военный корабль — «Орел». Его строительство было организовано боярином А.Л. Ордын-Нащокина, образованного и дальновидного государственного деятеля, выступавшего за прогрессивные преобразования в государственной, экономической и военной сферах России.
Эпоха создания регулярного флота носит для нас некоторые имена организаторов этого процесса. Это были начальник Стресневского ордена Сарвар Ф. Тиммерман, местный Протасьев, столица Титов, Племяников и Измайлов, поклонники Ф. М. Апраксин, А. В. Кикин и др. Но в петровское время, по свидетельству историка В. Чубинского , «не было и, конечно, не могло не быть никакой конкретной системы управления флотом, потому что еще не время об этом думать. Поэтому, говоря о первичном морском управлении, мы вынуждены указать не столько на учреждений, отвечающих за морскую часть, но и к людям, разделявшим труд и заботы государя о флоте.
Этот порядок управления делами флота вообще и судостроения в частности просуществовал до царствования императора Павла I, заслуга которого в том, что 20 августа 1798 г. он основал в Петербурге Училище корабельного зодчества, воспитавшее специалистов для верфей.
Однако прошло еще шесть лет, пока в глубине Морского министерства, в канцелярии генерал-интенданта, не появилось Судостроительное ведомство, директора которого, одновременно капитан В.И. Сарычев и Жан-Жак Брюн де Сент-Катрин — французы по происхождению — были назначены 18 июня 1804 г. Возможно, с этой даты, учитывая последующее образование Морских инженерных корпусов Балтийского флота (1826 г.), Черноморского флота (1827 г. ) и объединенной — с Петербургом (20 августа 1830 г.) кораблестроение в России стало приобретать организованный характер.
Первым инспектором корабельных механиков Балтийского флота, а позже и сводного корпуса был член Адмиралтейств-совета генерал-майор Жан-Жак Брюн де Сен-Жан. Екатерина (известна также в Российском флоте как Яков Яковлевич Лебрен; в дальнейшем — Брюн). Благодаря его усилиям капитаны русского флота фактически превратились в элиту.
Он родился во Франции в 1757 году, изучал кораблестроение в Тулоне, где в 1781 году получил звание корабельного инженера.
Обучение судостроению в Тулоне, где в 1781 году он получил звание морского инженера. За 11 лет службы в Тулоне он построил четыре линкора, два фрегата, несколько корветов и другие малые корабли.
Когда в 1792 году Турция попросила Францию прислать квалифицированного морского инженера, выбор пал на уже достаточно опытного инженера Бруно. В 1792-1799 годах он построил один 120-пушечный, три 80-пушечных и пять 74-пушечных кораблей, пять 50-пушечных фрегатов, несколько
корветы и большое количество канонерских лодок для ВМС Турции.
В 1796 г., после смерти Екатерины II, на российский престол взошел Павел I. Обращаясь к Адмиралтейств-совету, он сказал: «Когда мы возвратились на родовой престол, мы приняли флот в таком состоянии, что корабли были большей частью гнилые в своем оказание услуг.
Неслучайно русский посол Томар, находившийся в Османской империи, пригласил Бруно в Россию. 16 января 1799 года он был принят на работу капитаном корабля. В октябре 1799 года Брун с братом, тоже корабельным инженером, прибыли в Николаев с семьей, слугами и двумя чертежниками на фрегате «Поспешный» под командованием поручика Елизарова. Оттуда они отправились в Петербург, где сразу же приступили к обязанностям капитанов кораблей в местном Адмиралтействе.
Несмотря на свой огромный опыт и хорошую репутацию искусного кораблестроителя, Брун не пользовался особыми привилегиями, потому что со времен Петра Великого существовало правило: «Не давать править чужеземцам, а лучше обучать наших русских людей». По этой причине капитан В. Сарычев несколько лет работал вместе с французами.
В 1800 году эти мастера начали строить в Главном Адмиралтействе два 80-пушечных корабля, со скадом — Сарычев и без скада — Брюн. При этом последнему по опыту было предложено построить канонерскую лодку «с тремя пушками». Едва они начали строить корабли, как им приказали построить 90-пушечный катер, а Сарычеву — 50-пушечный фрегат. Оба мастера успешно выполнили свои задачи, и немедленно был издан новый приказ.
В 1802 году они вошли в состав особой комиссии, которая выезжала в балтийские порты для осмотра кораблей, фрегатов и других судов. Проверено десять судов и четыре гребных лодки.
По результатам осмотра было приказано разобрать десять кораблей, четыре гребных фрегата, четыре полукорабля, бриг, четыре бомбардировщика (в том числе два в Ревеле), четыре корабля и фрегат в Кронштадте. За «…особо верный, беспристрастный, основанный на мастерстве отчет и все полезные замечания, как и знание отдельных частей, и добросовестность в службе, и готовность быть полезными» оба мастера получили «высочайшую милость».
Всего за время службы капитан под руководством Брюна и его чертежами построил на петербургских верфях 11 кораблей, четыре фрегата и два транспортника. Восемь раз получал «высочайшую милость» по приказу Морского ведомства.
Помимо постройки кораблей как Брюн, так и Сарычев занимались разборкой «различных пород древесины, используемых в судостроении, выявляя те, которые по своему хорошему качеству и агенту для постройки броненосцев могут служить с другими, пригодными только для более мелких кораблей, таких как фрегаты,корветы.и разноразмерные транспорты и гребные,не только на Балтике,но и на Со-Ломбальской верфи в Архангельске.
А когда Морское бюро создало Судостроительный департамент (1804 г.), оба мастера были назначены директорами: Брюн — по исполнительной части, а Сарычев — по хозяйственной.
Союз обоих ремесленников внезапно оборвался в 1808 году. В 1808 году союз двух ремесленников внезапно разорвался. Император Александр I.
На церемонии должен был присутствовать император Александр I. Однако корабль не был готов к спуску на воду в назначенный срок, и церемонию пришлось отложить. Сарычева обвинил министр морских дел. В результате он был уволен со своего поста и переведен обратно на должность капитана корабля. С этого момента Брун, уже будучи писарем 6-го класса, стал единоличным директором Судостроительного департамента.
Помимо деятельности на факультете, Брун несколько лет преподавал кораблестроение в Школе кораблестроения. Трудно сказать, какая от него польза, ведь до конца жизни он так и не научился не только писать по-русски, но и говорить. Однако он находился под покровительством своего соотечественника, маркиза де Траверсе, который получил щедрую стипендию и стал классным инспектором и даже директором школы, когда она присоединилась к военно-морскому кадетскому корпусу.
Будучи капитаном корабля, а затем директором департамента, Брюн ненавидел, когда его называли мастером — дворянином, инженером и строителем. И в письмах, и в разговорах он всегда подчеркивал, что он не мастер, а строитель. Слово «ремесленник» особенно уязвило его самолюбие, когда в 1811 году он был произведен в генерал-майоры. Завидное упорство, умение подать себя в обществе и, наконец, покровительство министра морского хозяйства позволили ему основать Корпус корабельных инженеров.
Брун де Сент-Кэтрин прожила в России 36 лет. Через сорок лет под покровительством российской короны он начал службу судостроительным рабочим и стал подданным России.
Перейдя под покровительство российской короны, начав службу капитаном корабля, а затем приняв русское подданство, он сделал блестящую карьеру, пройдя путь от писаря 7-го разряда до писаря 4-го разряда (1805 г.). ), почетный член Адмиралтейств-ведомства (1809 г.), член Государственного адмиралтейств-совета (1826 г.), почетный член Ученого комитета (1827 г.), генерал-лейтенант (1829 г.), он был бессменным (с 1826 г.) инспектором Корпуса корабельных инженеров.
Брюн де Сент-Катрин скончался 3 августа 1835 года и был похоронен на Евангелическом кладбище в Смоленске. Гранитная колонна с капителью венчает место последнего упокоения основателя Российского корпуса инженеров морского флота.
Белавец П. Русский биографический словарь. Т. 3. СПб: Изд-во А.А.Половцева, 1908. Записки Ученого комитета начальника штаба ВМФ Е.И.Х. Морской мин. 1 835. ТОМ. XII. Кобак А. В., Пирютко Ю. М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. СПб: Чернышевское издательство, 1993.
Лейтенант Н. Исторический очерк развития государств Российского флота // Морской сборник. 1911. № 4.
Материалы по истории Российского флота.
Ч. XVI, XVII. СПб., 1902.
Общий военно-морской инвентарь. Т. VI. СПб., 1892.
Пароменский А.И. Исторический очерк о
Исторический очерк Морского инженерного училища в царствование императора Николая I.
Николай I, 1798-1898 гг. Том 1: машинопись.
В. А. А. Тиханов, 1898.
Петербургский некрополь. Т. 1. СПб.: тип.
М. М. Стасулевич, 1912 г.
РГИА, ф. 198, оп. 1, т. 28, л. 265; д. 29, л. тридцать,
32-35; д. 74, л. 17; д. 69, л. 52-54, 388;
д. 71, л. 221; т. 72, л. 258; д. 84, л. 186;
д. 85, стр. 37; т. 89, л. 95,96; д. 102,
л. 10,11,18; д. 129, л. 49-52.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. VIII серия. Москва: Мысль, 1993.
Энциклопедический словарь. Т. VII, СПб: тип.
первый дальний поход крейсера «Свердлов»
А. Б. Морин (Невское ПКБ)
50 лет назад, летом 1953 года, произошло знаменательное событие в истории Российского флота. Летом 1953 года состоялся первый послевоенный полет ВМФ России.
Чтобы продолжить чтение статьи, необходимо приобрести полный текст. Статьи отправляются в виде PDF-файлов на почтовый адрес, указанный при оплате. Время доставки не более 10 минут. Стоимость одного предмета — 150 руб.